Сновидя Темноту:

Праздник нашего Истока 

 

(статья описывает обряд на Зимнее Солнцестояние, созданный по саамским и африканским традициям с применением практик базового шаманизма)

 

Переведено и размещено с разрешения Lenore Norrgard

(с) Все права принадлежат автору оригинальной статьи

(с) Перевод выполнен Ольгой Беловой

 

Статья опубликована в журнале Sacred Hoop, 2005

 

Ленор Норргард адаптировала саамскую традицию, чтобы создать новый обряд для празднования солнцестояния. Её собственный опыт и опыт тех,  кто практиковал и поделился впечатлениями, привнесли новый взгляд на исцеляющую силу темноты.

 

Предисловие

 

К середине девяностых я уже более 20 лет проживала в окрестностях Сиэтла и обнаружила любопытный факт: большинство людей имеет один из двух вариантов реакции на холод, темноту, дождливую погоду, которые посещают этот регион в течении шести месяцев каждый год. Либо мы пытаемся отвергать это, сбегая в тепло и ясную погоду, если можем, хотя бы ненадолго. Либо мы познаем, как быть созданиями темноты, проводя зимой много времени на улице и не ропща на длинные сырые ночи.

 

Так или иначе, легендарная сырая тьма Тихоокеанского северо-запада оказывает глубокое влияние на всех, заставляя страстно мечтать о приходе весны. Неудивительно, что Зимнее Солнцестояние обрело здесь огромное значение и часто праздновалось с самозабвением, несмотря на то, что после этой солнцеворотной точки года людям предстояло пробираться через темноту ещё, как минимум, месяц, ожидая, пока свет действительно возвратится.

 

Наблюдая за этим, - вкупе с моим духовным пробуждением в середине восьмидесятых, произошедшим на фоне многолетней работы на политическом поприще (чтения, писательства, ведения диалога по поводу рас, полов и языков), - я решила дать себе отдых именно на Зимнее Солнцестояние. И осознала в тот момент, что празднование Возвращения Света в этот период звучит для меня фальшиво. Это ощущалось не только как отрицание, но как полный отказ от нашего реального опыта. Я почувствовала, что то, что нам действительно нужно на Тихоокеанском северо-западе, так это подтверждение и признание длинного периода темноты, с которым мы сталкиваемся каждый год.

 

Шаманские истоки

 

В начале девяностых я проходила интенсивные тренинги по базовому шаманизму с Сандрой Ингерман и другими преподавателями в Североамериканском Фонде изучения шаманизма (основан М. Харнером). Мне нравилось сотворять и представлять осознанные ритуалы для исцеления и позитивных трансформаций. Я также читала книги StarHawk, наиболее известная из которых - “Сновидя Тьму: Магия, Секс и Политика”, глубоко исследовавшая тему восстановления нашего мира через намерение и действие. Книга утверждала, что Темнота - это место творчества и тайны. Кроме того, мне повезло обучаться у Малидомы и Собанфу Соме, последователей традиции Дагари, наставников из Западной Африки.

 

В ранние годы моего служения в качества шаманского целителя и учителя в Сиэтле я наблюдала, как мои клиенты и ученики боролись с темным периодом года. И в глубине души я ощутила, что то, что нам действительно нужно, - это празднование Темноты как таковой, нежели возвращения Света. Снабженная негативными коннотациями, которые “западная” культура спроецировала на невинную Темноту, я знала, что подобный обряд рискует усугубить страхи людей. Но я была полна решимости найти способ справиться с негативными ассоциациями, чтобы обряд стал по-настоящему целительским процессом, чествующим Темноту как источник, и помог бы преодолеть страх. И уж точно я не собиралась это превращать в призывание каких-нибудь демонов и прочих созданий тьмы, каковых наша культура тоже спроецировала на эту тему, надеясь держать нас в страхе.

 

Саамская мудрость

 

Примерно в это время шаман из Норвегии, Айло Гауп, был приглашен Фондом (изучения шаманизма, - прим. О.Б.), чтобы обучать Саамским традициям из далекой Северной Европы. Я встретилась с ним во время Самайна, где он представил саамский ритуал работы с Духом Полной Луны для группового исцеления. Я поинтересовалась, может ли подобная техника использоваться для целительской работы с привлечением других духов, и он ответил, что может.

 

Обряд чествования Темноты начал обретать форму. Почему бы не применить форму саамского ритуала для того, чтобы поработать с исцеляющими энергиями Темноты? Спустя три года с момента рождения идеи обряда, празднующего время Темноты на Солнцеворот, он, наконец, созрел, и я ощутила готовность.

 

Обряд на Солнцеворот

 

Осенью 1995 года я имела удовольствие провести несколько чудесных кругов с учениками на тему, как совершать шаманские путешествия. Каждый круг был особенным и объединял в сплоченную группу людей, которые брали на себя серьезные риски и совершали значительный шаг вперед в личностном и духовном росте. По их просьбе мы вышли за рамки обычных восьми недель обучения. К окончанию углубленного обучения я пригласила их сыграть определенную роль в обряде на Солнцестояние, который я уже спланировала. 

 

На специальной подготовительной сессии я объяснила им саамскую форму ритуала, а также то, что мы будем применять его, чтобы проводить исцеляющую энергию Духа Темноты во время этого обряда. Услышав это, несколько учеников сделали глубокий вдох. Я объяснила, что каждый из них теперь может спутешествовать к Духу Темноты, чтобы разрешить любые вопросы или проблемы, которые могут у него возникнуть до проведения обряда.

 

Я напомнила им, что всё в мире обладает Духом, и каждый дух имеет силу и мудрость, которой может делиться с нами. Поскольку многие вещи в этом мире могут являться совсем не тем, чем они нам кажутся, шаманский дар помогает нам узнавать и взаимодействовать (танцевать) непосредственно с Тайной самой Вселенной гораздо лучше и яснее, чем через попытки анализировать, просчитывать или контролировать. Я напомнила им, что их собственный опыт уже показал им, что Вселенная - это доброжелательное исцеляющее пространство, и что Темнота - это просто темнота, отсутствие света, физико-энергетический феномен, нейтральный с точки зрения ценности или значения, пока мы не нагрузим его чем-либо отягощающим. Они приняли мои объяснения и согласились встретиться с духом Темноты.

 

В своих индивидуальных шаманских путешествиях каждый из них встретился с различными аспектами Духа, размышляя над обилием даров, которые Дух Темноты предлагает нам. Когда они возвратились из путешествий и поделились своими открытиями, энергия в комнате ощутимо изменилась, и мы завершили Круг в состоянии удивительной теплоты и целостности. Я описала им ритуал, который мы должны были делать две недели спустя, и попросила каждого принести с собой большой шарф в вечер обряда.

 

Тщательная подготовка

 

В это же время я подготовила письменное приглашение на обряд для студентов и клиентов, с которыми в данный момент работала, а также для нескольких коллег. Я планировала позвать только тех людей, с которыми я уже взаимодействовала на должном уровне погружения, которым доверяла, дабы быть уверенной в силе того контейнера, который мы создадим, чтобы отправиться в путешествие вопреки “культурному приливу” и приветствовать Духа Темноты.

 

Я назвала мероприятие “Dreaming the Dark: Celebrating our Source” (дословно “Сновидя Темноту: Празднование нашего источника”), дабы подчеркнуть таинство, чудо и поддержку, которые Темнота придаёт нашим жизням, и написала текст, отмечая некоторые истинные дары, которые Темнота преподносит нам. Я попросила каждого принести какое-нибудь праздничное угощение, а также какой-нибудь предмет, представляющий то истинное благо, которое он лично получил от Темноты.

 

Более 30-ти человек посетили это мероприятие. Мы начали с непринудженного радушного общения и вкусной еды - копченого лосося, ягод и других праздничных блюд, поставленных рядом с алтарем, на котором горели 12 свечей.

 

Когда время для обряда настало, мы убрали еду и свечи, заперли дверь, приглушили свет и сформировали один большой круг. Я попросила каждого назвать свое имя в круг, представить предмет, который он принес с собой, и рассказать, какое качество темноты этот предмет представляет, а потом положить его на свободное место на алтаре. Таким образом мы создали алтарь, чтобы приветствовать Духа Темноты: подушки представляли собой сон, повязки на глаза - шаманское путешествие, фигурки животных обозначали собой Животных Силы или “ночных друзей” (что-то вроде ангела-хранителя - прим. О.Б.), презервативы - секс, семена - прорастание из земли и т.д.

 

Как только алтарь был создан, группа стала созывать духов в традиции Дагари, которую я переняла у Малидомы и Собонфу Соме. Эта традиция вовлекает всю группу в призыв Духов Предков, передавая просьбу быть с нами. Так как каждый участник пел из своего сердца, мы почувствовали вскоре, что весь зал наполнен любящими предками. 

 

Далее я выбрала троих людей, которые должны были вместе со мной сопровождать процесс бубном, и разместила нас всех по четырем сторонам света. Продемонстрировала медленный устойчивый ритм для процесса и обучила внешний круг Йойку (саамская Песня Силы - прим. О.Б.), который передал нам Айло, дабы поддержать внутренний круг во время путешествия. 

 

Как только всё было налажено, те, кто подготовился к кругу на предыдущей сессии, сели на пол спиной к алтарю, лицом - к внешнему кругу, касаясь друг друга бедрами и руками. Они покрыли свои головы шарфами, чтобы убрать всё личностное и легче войти в контакт с Духом Темноты. На нашей подготовительной сессии я проинструктировала их, что как только зазвучат бубны и Йойк, они должны будут пригласить Духа Темноты прийти к ним и наполнить их тела. Они должны сидеть спокойно до тех пор, пока они не наполнятся Духом до такой степени, что должны будут начать двигаться, и в этот момент они должны встать и последовать подсказкам Духа, чтобы предложить исцеление кому-либо из внешнего круга.

 

Тех, кто находился во внешнем круге, я проинструктировала продолжать петь Йойк и стучать в бубны, пока я не подам сигнал об окончании ритуала своим бубном. Я объяснила, что те, кто находится во внутреннем круге, будут передавать исцеление от Духа Темноты и, возможно, при передаче могут коснуться кого-то из внешнего круга. Если по какой-либо причине кто-то не захочет, чтобы его касались, он может сделать шаг назад, выйдя за пределы круга, и его пожелание будет учтено и принято с уважением. 

 

Во Тьме

 

Мы полностью выключили свет, и, поскольку окна были занавешены, воцарилась полная темнота, только несколько церковных свечей горели по углам комнаты. Мы начали стучать в бубны и петь Песню Силы, и вскоре комната наполнилась глубоким резонирующим гипнотическим звуком. Некоторые певцы начали раскачиваться. В темноте мы уже не могли видеть “обычный” мир. 

 

Через некоторое время один из членов внутреннего круга поднялся и начал двигаться, обходя внешний круг и предлагая исцеление. Один за другим остальные члены внутреннего круга стали подниматься и делать то же самое. Звуки бубна и Йойк перенесли нас за пределы пространства и времени, трудно было отследить, сколько это длилось. Как только я почувствовала, что обряд достиг своей кульминации, я плавно перешла к его завершению.

 

В священном молчании мы просидели какое-то время, ощущая вибрация того, что только что произошло и проявилось. А потом я предложила тем, кто передавал исцеление, поделиться коротко их опытом. 

 

Поначалу никто ничего не говорил. А затем люди стали описывать их опыт проживания Духа Темноты через тело, получение исцеления от него, визуальных посланий и переданных уроков. 

 

Члены внутреннего круга стали описывать, что сидя спиной к алтарю, они чувствовали позади себя поднимавшуюся от алтаря горячую волну огня, словно поддерживающую подушку. Они были удивлены, что Темнота манифестировала себя как жар.

 

Я проводила этот обряд ежегодно в течение трех лет, и всякий раз члены внутреннего круга ощущали столб жара, поднимавшийся от алтаря. За эти годы были получены различные уроки от Духа Темноты. Особенно мне запомнилось послание от Темноты на тему гнева: праведный гнев - сила, которую мы можем использовать для привнесения целостности в наш мир, при условии, что это делается в осознанном состоянии и с намерением на исцеление. 

 

Одна из многих вещей, которым я научилась, сотворяя этот обряд, - что трепет, который я испытывала, был не только беспокойством, навязанным “культурным багажом”, которым мы снабдили тему Темноты. Я узнала, что Дух Темноты - это один из первозданных и очень мощных духов. Он - такого масштаба, сознания и силы, которые лежат за пределами нашего понимания и требуют к себе особо уважительного отношения. Успешное взаимодействие с таким Духом напрямую, пожалуй, стоило тех лет, которые я потратила на подготовку к этому обряду. Если вы чувствуете трепет, уважайте его, на это есть свои причины!

 

На третий год проведения этого праздничного обряда, в 1997 году, я переехала с Тихоокеанского северо-запада. И тем не менее, продолжала получать множество запросов и в 1998, и в 1999 годах. Меня спрашивали, буду ли я проводить этот обряд на Солнцестояние в Сиэтле. И даже в 2003 году я получила подобный запрос, т.е. шесть лет спустя после проведения последнего обряда, - своего рода признание той целительной силы, которая была передана тогда. 

 

Весной 2004 года у меня появилась возможность вновь провести данный обряд, в ночь Новолуния, в круге, который много лет работал совместно. И вновь мы ощутили неописуемую силу и исцеление первозданного Духа Темноты. Это напомнило мне, как в Торе чествовали Всевышнего фразой “Я - то, что я есть”. Несколько человек подошли ко мне после церемонии и поделились тем, что это был самый мощный обряд, который они когда-либо проживали в своей жизни.

 

На этот раз я попросила участников поделиться в письменном виде своим опытом, чтобы я лучше смогла донести идею того, что открылось им на церемонии. Вот несколько таких отзывов.

 

Кристабель: “Я получила фантастическое исцеление на церемонии от одного из проводников, работавших с Духом Темноты. Он дотронулся до моего лба, и так открылся новый канал… теперь я могу видеть в темноте. Кроме того, я поняла, что Темнота - это мощная первозданная сила, которую я ощутила так, будто вся Вселенная смотрит прямо в мою душу”. 

 

Джуди: “Вся церемония глубоко меня тронула… Я почувствовала явственную связь с Темнотой и не хотела, чтобы это чудесное время заканчивалось. Это было чувство единения с пространством Темноты более, чем просто ощущение исцеления. А, возможно, это и было исцелением…”

 

Изабель (участница внутреннего круга): “Темнота - это отражение Света: в ней появилась Богиня Темноты, сначала как свет, а потом как луна во время затмения - темная в центре, но обрамленная лучами света. Она была счастлива, что мы пришли к ней. Затем появился дракон, который явно защищал что-то ценное для него, и этим ценным была Богиня Темноты. Темнота оказалась всеобъемлющей. Она - как кокон, обновление, новизна, отдохновние, как полноценный ретрит; то пространство, где прорастают семена. Семена Света… Никакого “зла” там не присутствует, это только наш страх темноты породил подобное убеждение. Темнота была подобна плаценте, обволакивающей меня. Темнота усиливает красоту. Она проницаема. Она настраивает, калибрует наши чувства - слышание, видение, обоняние, осязание”.

 

Дори: “Мне очень понравился обряд. И я получила глубокое исцеление, о котором не подозревала и даже не могла толком запросить. Один из тех участников, который работал проводником, подошел ко мне и нежно обнял, как будто укутал на некоторое время. И в это время я почувствовала физическое освобождение от страхов и тревоги, которые были погребены во мне с детства под давлением травмы - боязни темноты. Я - жертва инцеста, поэтому ночь никогда для меня не была безопасным временем. Я потратила годы на терапию, дыхательные практики и работу с физическими блоками в теле, и вот Дух Темноты вскрыл и освободил другой слой травмы, на молекулярном уровне. Я ощутила, как она реально ушла. С тех пор я каждую ночь сплю, как младенец... [...]”

 

Джим (участник внутреннего круга): “Как только зазвучали бубны и Песня Силы, я сел, храня молчание, будучи максимально открытым… Я почувствовал присутствие энергии… Я ощутил, как эта энергия влилась в меня через позвоночник. Она была очень теплой и нежной и вошла внутрь медленно. Я знал, что она во мне, но не мог идентифицировать ее, “увидеть” ее или пообщаться с ней. Это довольно сильно отличалось от прочего моего шаманского опыта, например, от соединения с Духом или трансформации: тогда это были осознанные попытки слиться с известным и знакомым Духом. Сейчас же это был контакт с неизвестным и незнакомым духом, который вошел по доброй воле…

Энергия продолжала распространяться… Ощущение было таким, как будто я перебрал кофеина, я чувствовал озноб и вибрации глубоко в теле. Наконец, стало совершенно невозможно оставаться в сидячем положении… Я медленно поднялся и начал идти… пока не чувствовал “тягу” энергии где-то во внешнем круге. Я останавливался, когда чувствовал, что я - на месте, и позволял энергии проходить через меня к тому человеку, напротив которого я стоял в этот момент. Иногда я чувствовал импульс дотронуться до человека, иногда - нет. Я чувствовал энергию как электрический ток, истекающий из моих рук. Не знаю, к скольким людям меня таким образом направили, даже не знаю, кто они были, более того, я не осознавал ни времени, ни пространства. Энергия долго не заканчивалась….

Дух Темноты оказался гораздо более мощным, чем я ожидал, поэтому я ощутил беспокойство… Меня поддержало в этот момент понимание, что все это делается во благо всех собравшихся, позволяя отстраняться таким образом от любых ожиданий результата и полностью доверять процессу, следуя за ним, - во благо всего сущего.. 

Я так и не узнал, что это был за Дух: в отличие от всех прочих практик слияния или трансформации в этот раз не было никакого обмена информацией, посланий и т.д. Как будто Дух пришел определенной дорогой в эту реальность, а потом исчез едва ли не быстрее, чем появился. Позднее я осознал, что размышляю над тем, что же это всё-таки было, какой урок должен я извлечь из этой истории (кроме, собственно, урока о Доверии), и почему мне было некомфортно по окончании круга?..”

 

Хью: То, что произошло на церемонии “Сновидя Темноту”, оказалось одним из самых живых и мощных опытов в моей жизни. Это тронуло меня до глубины души. Когда Джим, принявший в своё тело Духа Темноты, положил свои ладони на меня, передо мной появилась очень темная и глубокая… Пустота. А потом Дух Крылатого Ягуара появился передо мной так, как будто он присутствовал в физической реальности. Ощущение силы и мощи превосходило всё, что я могу описать. Когда он обнажил свои клыки и посмотрел мне в лицо, я почувствовал, как сам становлюсь могучим.  Я стал чувствовать и действовать в полную силу, как будто я был бессмертен. А затем Дух мой умершей бабушки подошел ко мне и положил мне на голову свои нежные ладони. Это вмиг успокоило меня, но я по-прежнему как будто излучал агрессию в стиле “не наступайте на меня”.

 

Нэнси: Это был мой первый опыт использования Йойка в качестве Песни силы. Я знала, что я нахожусь в комнате с другими людьми, но более не знала, кто я такая на самом деле… Я вошла в состояние транса, в котором, казалось, покинула своё тело, в глубокий экстаз, которого никогда ранее не испытывала. Меня также посетил Дух Темноты. Он был огромен, заполнял собой всё пространство передо мной и позади меня. Он испускал волну за волной что-то чудесное, чего я не могу описать словами, и сверкал... черными искрами, которые я могла видеть… Йойк немедленно перенес меня, и я ощутила, что меня больше нет, впервые в своей жизни…Прежде, в практиках соединения с Духом или трансформациях я всегда ощущала свою идентичность… иногда на уровне клетки или клеточной памяти. Но Йойк сделал так, что я отпустила всё напрочь, включая саму себя…”

 

Кэти: Я нахожу этот обряд очень красивым и глубоко исцеляющим. Я пела во внешнем круге. Йойк оказался практикой, пробудившей воспоминания. Я ощутила сладкую тоску и желание петь Йойк вечно. Я представила себе, что это может быть похоже на то, как поет ангел, следуя божественному порядку вещей. 

 

Барбара: Это был один из самых сильных обрядов в нашем круге. Я чувствовала глубокое спокойствие и умиротворение, сопровождавшее весь процесс, который отличался от всех прочих практик соединения с Духом. Кроме того, в этом обряде присутствовала пронзительная красота, которой я никогда прежде не наблюдала. Я по-настоящему вышла из своей головы и из тела. Человек, который был соединен с Духом Темноты, подошел ко мне и передал энергетический шар, который я физически ощущала в тот момент, когда он был дан мне. Повинуясь импульсу, я немедленно приняла этот шар и разместила его в своем сердце. Я словно расширилась в этой практике, соединяясь с Духом, наблюдая за исцелением, исцеляя, пропевая Песню Силы, пронизывая разные слои реальности одновременно. 

 

Постскриптум

 

Темнота - это сильный любящий первозданный Дух, который может дать нам мощное исцеление, если мы приблизимся к нему с осторожностью и уважением. Взаимодействуя с ним подобным образом, мы можем также исцелять нашу культуру и цивилизацию, которая погрязла в дуальностях и проекциях, и возвращаться к истине, ощущая, что мы возвращаемся домой, в великую созидающую Вселенную (в оригинале ‘being at home in the great web of creation’ - прим. О.Б.). 

 

В прошлом году (2004 - прим. О.Б.) мы отпраздновали первый ежегодный обряд “Сновидя Темноту” в Портленде, штат Орегон, где теперь находится мой дом (сейчас Ленор живет в Окленде и Сиэтле - прим. О.Б.). В круге было 40 человек, похоже, нам придется искать более просторное место в следующий раз. 

 


Оригинал статьи на английском языке

 

Ленор Норргард — писатель, кинорежиссер, шаманский практик и активист, обучает шаманским практикам и занимается индивидуальной целительской работой. В настоящее время проживает в Окленде, Калифорния.

 

Подробнее о Ленор вы можете узнать на ее сайте http://www.lenorenorrgard.com 

 

О фильме American Ubuntu, который снимает Ленор, – здесь (http://www.americanubuntumovie.com/)

 


ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА

 

АКТИВНЫЙ ШАМАНИЗМ (2013)

Задать вопрос или записаться на мероприятие

Имя*  
Эл. почта*  
Телефон  
Сообщение*